Почему шутки Георгия Данелии в фильме «Кин-дза-дза!» не понравились в ЦК КПСС и Стивену Спилбергу

Известно, что идея снять философскую картину-утопию в жанре фантастики у Георгия Данелии появилась после общения с известным итальянским сценаристом Тонино Гуэрра, который приезжал в Москву в самом начале 1984 года.

Вернее, идея о таком фильме у Данелии была и раньше, но Гуэрра помог ему определиться в том, чтобы это была именно околонаучная фантастика, а сюжет был построен на стыке разных цивилизаций, где можно было бы свою философию преподнести как столкновение моралей разных миров.

Георгий сразу загорелся этой идеей, и они с его другом Резо Габриадзе с воодушевлением сели за написание сценария.

Причем они понимали, что сценарий будет подвергнут жёсткой цензуре.

Поэтому для наиболее острых эпизодов написали несколько вариантов, чтобы в случае противостояния с худсоветом немного снять остроту той или иной сцены и отойти на более мягкий вариант, не отказываясь от эпизода совсем.

В итоге через несколько месяцев сценарий был готов и с учётом разных вариаций представлял собой внушительную пачку бумаги весом примерно 5 кг.

Для сравнения сообщу, что утверждённый сценарий Бондарчука к его четырёхсерийной киноэпопее «Война и мир» весил на килограмм меньше.

Утверждение сценария было трудным. Придирались ко всему. В каждом выдуманном названии или имени искали подвох. Лишь личный авторитет Данелии позволил, чтобы такой фильм вообще стали рассматривать на возможность производства.

Не будем забывать, что шёл 1984 год. У руля страны стоял Константин Черненко, верный последователь эпохи застоя. Поэтому его ключевой принцип: «лучше перебдеть, чем недобдеть» был на первом месте у всех чиновников.

В связи с этим недовольство членов худсовета вызвал часто упоминающийся возглас героев фильма «Ку!». Дело в том, что инициалы Черненко тоже были КУ (Константин Устинович).

И в этом усмотрели нехороший намёк. Мол, кто-то из зрителей воспримет это как раболепное пригибание перед властью (герои ведь ещё и приседали при этом восклицании), а кто-то вообще как прямую насмешку над генсеком.

Слух дошел до ЦК партии, и оттуда последовала жёсткая директива: убрать любой намёк на Генерального секретаря!

Данелия с Габриадзе стали подбирать другие варианты: «Ка», «Ко», «Кы», «Ру», «Пу» и т.д. Но все они вызывали какие-то дополнительные и ненужные ассоциации.

Данелия очень переживал за первоначальный вариант «Ку», но ему помог случай. Дело в том, что в процессе утверждения сценария Черненко скончался, и к власти пришел Горбачёв, который почти сразу объявил о своём курсе на «гласность и перестройку».

Худсовет тоже смягчил свои требования, и все, наконец, согласились: пусть будет «Ку».

На «Мосфильме» уже давно рассказывают байку, в которую я готов поверить. Уж очень похоже это на Данелию. Сразу после премьеры фильма к нему обратился один из помощников американского режиссёра Стивена Спилберга.

К тому времени тот был уже звездой мирового масштаба после ужастика «Челюсти» и фильмов об Индиане Джонс.

Помощник Спилберга сообщил Георгию, что в Голливуде все впечатлены эпизодами с летающим пепелацем. Поэтому Спилберг приглашает Данелию в Лос-Анджелес для участия в работе над его новым кинопроектом.

Данелия в шутку ответил, что его заслуги в этих кадрах нет, потому что антигравитационный аппарат «пепелац» ему для съёмок предоставили из Министерства обороны СССР.

Но американцы не оценили юмор режиссёра. Потому что вскоре ему позвонили наши военные и сказали, чтобы он перестал валять дурака.

Оказалось, что американцы на полном серьёзе запрашивали у них «гравицаппу»! Ну, как тут не вспомнить нашего замечательного сатирика Михаила Задорнова.

Этот фильм до сих пор делит зрителей на два лагеря. Очень многие считают картину великолепной и умной работой режиссёра с тонким юмором и проницательным взглядом в будущее нашей цивилизации.

И, кстати, последние события в мире это косвенно подтверждают. А кто-то считает фильм просто глупой сказкой не о чём.

Причем такие противоположные мнения есть не только поколения советских зрителей, но и у нового поколения двухтысячных.

Тем не менее, лично я считаю, что у Георгия Данелии, в отличие от его великих коллег — Гайдая и Рязанова, в режиссёрской карьере вообще не было провальных фильмов.

Оцените статью
Почему шутки Георгия Данелии в фильме «Кин-дза-дза!» не понравились в ЦК КПСС и Стивену Спилбергу
Актрисы, сменившие свои неблагозвучные фамилии, на яркие псевдонимы